занятия по развитию речи на четверг 23.04.2020
19.04.2020
Конспект по развитию речи в младшей группе.
«Чей это голос?»
Если подбор фигурок вызовет затруднения, можно подобрать картинки или вылепить
игрушки из пластилина, привлекая ребенка к совместной деятельности.
В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят
поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал.
— Мяу— мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.)
У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.)
— Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким
голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит
— корова или теленок.
— Ква-ква — чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает тоненько?
(Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает
тоненько. Кто детеныш у лягушки?
Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить ребенку правильно
позвать игрушку, тогда он сможет поиграть. («Лягушонок, иди ко мне», «Утенок,
поиграй со мной».)
В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по
звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а теленок тихим, тонким;
лягушка квакает громко, а лягушонок тоненько).
Подобные игры можно проводить с разными животными. Например, взрослый
показывает ребенку картинку. На ней нарисована птичка.
— Это птичка. Она живет в лесу и поет свою песенку: ку-ку, ку-ку. Кто это?
(Ку... — взрослый приглашает ребенка произнести слово самостоятельно.)
— А это кто? (Петух.) А ласково мы его называем... (Петушок). Петя-Петушок
кричит... (ку-ка-ре-ку).
— Послушай слова «кукууушка», «петууух», «ууутка» (голосом выделяется звук
«у»). В этих словах есть звук «у».
От звукового оформления высказывания зависят его эмоциональность и
выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить
простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа.
Например, детям читается русская народная песенка «Курочка-рябушечка». Взрослый
сначала читает ребенку всю песенку, а затем начинается диалог. Можно сделать
ребенку шапочку курочки и предложить ему отвечать на вопросы:
— Курочка-рябушечка, куда идешь?
— На речку.
— Курочка-рябушечка, зачем идешь?
— За водой.
— Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?
— Цыплят поить. Они пить хотят.
На всю улицу пищат — пи-пи-пи!
Детям предлагаются также чистоговорки, фразы из стихотворений, они произносят
их с разной силой голоса (тихо — громко — шепотом) или в разном темпе (быстро —
медленно). Параллельно можно менять интонации (спросить, ответить, передать
радость, грусть, удивление).
Основное внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению словаря
на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни; активизация
разных частей речи, не только существительных, но и глаголов, прилагательных,
наречий.
Необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют
названия. Для этого надо научить их различать предметы по существенным
признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы «что это?», «кто это?»,
видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества
(«какой?»), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их
состоянием, возможные действия человека («что делает?», «что с ним можно
делать?»). Такое обучение проводится в играх «Что за предмет?», «Скажи какой»,
«Кто что умеет делать?».Такое обучение проводится в играх «Что за предмет?»,
«Скажи какой», «Кто что умеет делать?».
Физкульт минутка