Протокол № 19 от «11» января 2022 г. Приказ № 12/О от «11» января2022 г. ПОЛОЖЕНИЕ о дополнительном образовании воспитанников МБДОУ № 45 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о дополнительном образовании в МБДОУ № 45 (далее Положение) разработано в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года, Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 196 от 9 ноября 2018 г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» с изменениями на 30 сентября 2020 года, Постановлением Главы городского округа Сухой Лог от 01.12.2021 № 1594-ПГ, Уставом МБДОУ № 45. 1.2. Данное Положение о дополнительном образовании определяет основные цели, регламентирует организацию деятельности, порядок принятия и утверждения дополнительной программы в детском саду, порядок приема на обучение по дополнительным образовательным программам, устанавливает права и обязанности педагога дополнительного образования, а также контроль, документацию и отчетность. 1.3. Дополнительное образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства. 1.4. Дополнительное образование воспитанников дошкольного МБДОУ № 45 направлено на развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности. 1.5. Дополнительное образование в ДОУ осуществляется в соответствии со следующими принципами: интересы детей; непрерывность дополнительного образования, преемственность дополнительных образовательных программ; творческое сотрудничество педагогических работников и воспитанников дошкольного образовательного учреждения, сохранение физического и психического здоровья детей. 1.6. Дошкольное образовательное учреждение организует реализацию дополнительного образования в целях наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей воспитанников и их родителей (законных представителей). 1.7. Занятия по программе дополнительного образования не могут быть организованы взамен или в рамках основной образовательной деятельности (основных образовательных программ) и осуществляются бесплатно. 1.8. Руководство деятельностью по программе дополнительного образования возлагается на специалистов, которые определены в приказе заведующего дошкольным образовательным учреждением. 1.9. Данное Положение об организации дополнительного образования детей в ДОУ распространяется на педагогов дошкольного образовательного учреждения, осуществляющих дополнительное образование воспитанников детского сада, а также на членов администрации, выполняющих функции контроля качества реализации дополнительных образовательных программ. 1.10. Программа составляется педагогом дополнительного образования дошкольного образовательного учреждения. Контроль полноты и качества реализации Программы осуществляется заведующим и заместителем заведующего дошкольным образовательным учреждением. 2. Основные цели и задачи программы дополнительного образования 2.1. Основная цель программы дополнительного образования – формирование единого образовательного пространства ДОУ для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. 2.2. Дополнительная программа должно быть направлена на решение следующих задач: формирование и развитие творческих способностей воспитанников; удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья воспитанников; обеспечение духовно-нравственного, гражданскопатриотического, трудового воспитания детей; выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников, а также детей, проявивших выдающиеся способности; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья; социализацию и адаптацию воспитанников дошкольного образовательного учреждения к жизни в обществе; формирование общей культуры воспитанников; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов воспитанников, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 2.3. Содержание программы дополнительного образования должно соответствовать: достижениям развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, российским традициям. соответствующему уровню общего образования — дошкольное образование; направленностям дополнительных общеразвивающих программ (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической); современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности). 2.4. Приоритеты: организация образовательного пространства, обеспечивающего гармоничное развитие личности воспитанников дошкольного образовательного учреждения; активизация творчества педагогических работников с помощью стимулирования педагогического поиска; коррекция и формирование физически и психически здоровой личности; развитие у ребенка интереса к произведениям национального искусства с целью ознакомления с духовной культурой народов Российской Федерации. 2.5. Ожидаемые результаты: личность воспитанника ДОУ, адаптированная к взаимодействию с внешней средой, к обучению в общеобразовательной школе, вобравшая в себя совокупность всех формируемых качеств и умений; личность, интересующаяся достижениями мировой культуры, российскими традициями, культурно-национальными особенностями региона; личность ребенка, проявляющая любознательность, стремящаяся к познанию и творчеству, ориентированная на интеллектуальное и духовное развитие; личность ребенка, психически и физически здоровая, эмоционально благополучная. 3. Организация деятельности 3.1. Занятия проводятся в соответствии с учебным планом Программы 3.2. Для оказания дополнительных услуг в ДОУ создаются необходимые условия в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами (СанПиН), требованиями по охране труда педагогических работников и безопасности здоровья детей, изложенными в инструкциях по охране труда и Положения об организации работы по охране труда в ДОУ. 3.3. Продолжительность образовательной деятельности в кружках и секциях определяется в соответствии с требованиями к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста, которую проводят: для детей 5-6 лет - не более 25 мин. - 1 занятия в неделю; для детей 6-7 лет - не более 30 мин. - 1 занятия в неделю. 3.4. В рекламную деятельность включается доведение до родителей (законных представителей) достоверной информации о целях и работе детских кружков в детском саду. Информация содержит следующие сведения: уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ и сроки их освоения; перечень дополнительных образовательных услуг; перечень лиц, непосредственно оказывающих дополнительные услуги, их образование, стаж, квалификация и др. 3.5. По требованию родителей (законных представителей) предоставляются для ознакомления: Устав дошкольного образовательного учреждения; Лицензия на осуществление образовательной деятельности и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения; адрес и телефон Учредителя дошкольного образовательного учреждения. 3.6. Заведующий ДОУ издает приказ об организации дополнительных образовательных услуг. Данные услуги включаются в годовой план работы дошкольного образовательного учреждения. Приказом утверждаются: кадровый состав и его функциональные обязанности; перечень дополнительных услуг и порядок их предоставления рабочая программа дополнительного образования, включающая перспективно-тематическое планирование на основе соответствующих программ и методик. 3.7. Дополнительные услуги оказываются в нерегламентированное время во вторую половину дня (после сна). Место оказания услуг определяется в соответствии с расписанием. 3.8. Комплектование кружков проводится педагогом дошкольного образовательного учреждения в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления. 3.9. Наполняемость групп в ДОУ для дополнительных занятий определяется в соответствии Программой дополнительно образования. 3.10. Содержание занятий предоставляемого дополнительного образования не должно дублировать образовательную программу дошкольного образовательного учреждения, должно строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. 3.11. Занятия начинаются не позднее 10 сентября и заканчиваются в соответствии с выполнением программ и планов, рассмотренных на заседании педагогического совета ДОУ, реализующих программу дошкольного образования, и утверждённых заведующим дошкольным образовательным учреждением. 3.12. Сетка занятий составляется администрацией ДОУ и предусматривает максимальный объём недельной нагрузки во время занятий с учётом возрастных особенностей воспитанников, пожеланий родителей и установленных санитарно-гигиенических норм. Сетка занятий утверждается заведующим дошкольным образовательным учреждением. 3.13. Учитывая особенности и содержание работы, педагог дополнительного образования может проводить занятия со всеми детьми по группам или индивидуально. 3.14. При проведении занятий необходимо соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности, санитарно-гигиенические требования, своевременно проводить с воспитанниками инструктаж по охране труда и безопасности жизнедеятельности. 3.15. Педагоги работают в тесном контакте с родителями воспитанников и проводят: родительские собрания; социальные опросы; анкетирование родителей; открытые занятия. 3.16. Вопросы, касающиеся деятельности по дополнительному образованию детей, соблюдения Положения в ДОУ, выполнения программы дополнительного образования обсуждаются на Педагогическом совете, а также на Родительском комитете дошкольного образовательного учреждения. 4. Порядок приема на обучение по дополнительным образовательным программам 4.1. На дополнительные образовательные услуги зачисляются воспитанники МБДОУ № 45 с 5 до 7 лет. Перечень документов, необходимых для зачисления на Программу: Письменное заявление родителя (законного представителя) Копия свидетельства о рождении ребенка; Копия документа удостоверяющего личность родителя (законного представителя); Копия сертификата дополнительного образования; Согласие родителей (законных представителей) на обработку персональных данных ребенка. 4.2. Воспитанникам может быть отказано в приеме на дополнительные образовательные услуги по дополнительным образовательным программам по причине: Несвоевременного предоставления пакета документов на зачисление; При отсутствии мест на Программу. 4.3. Прием на дополнительные образовательные услуги по дополнительным образовательным программам осуществляется без процедур отбора. 4.4. С целью проведения организованного приема на дополнительные образовательные услуги по дополнительным образовательным программам ДОУ размещает на информационном стенде, на официальном сайте. 4.5. Зачисление по дополнительным образовательным программам оформляется приказом заведующего в начале учебного года, при наличии мест доукомплектование может осуществляться в течении учебного года. 5. Права и обязанности педагога дополнительного образования 5.1. Педагог дополнительного образования в ДОУ обязан: разрабатывать рабочую программу; вести табель и учет посещаемости воспитанников; проводить мониторинг освоения рабочей программы воспитанниками дошкольного образовательного учреждения; взаимодействовать в работе с воспитателями, специалистами и родителями (законными представителями) ребенка; осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики выбранного вида деятельности; предоставлять ежегодные отчеты о результатах освоения рабочей программы по своему направлению, об используемых методах, приемах обучения и воспитания, образовательных технологиях (в форме презентаций, концертов, выставок, открытых мероприятий и др.). соблюдать права и свободу воспитанников ДОУ, содержащиеся в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции о правах ребенка. систематически повышать свою профессиональную квалификацию. обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников, выполнять правила и нормы охраны труда, установленные соответствующими инструкциями по охране труда и Положением СУОТ в ДОУ, пожарной безопасности. 5.2. Педагог дополнительного образования в ДОУ имеет право: осуществлять отбор воспитанников для дополнительной деятельности; в рабочем порядке вносить коррективы в рабочую программу дополнительного образования; участвовать в деятельности методических объединений и других формах методической работы, представлять опыт своей работы в СМИ. 5.3. Работу по программам дополнительного образования педагоги строят в соответствии со следующими дидактическими принципами: создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено; целостный подход к решению педагогических задач: обогащение воспитанников ДОУ эмоциональными впечатлениями через игровую деятельность, рисунок, пение, слушание музыки, двигательную и театрализованную деятельность; претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности; положительная оценка деятельности детей дошкольного образовательного учреждения. 5.4. Основными направлениями деятельности педагога дополнительного образования являются: организация образовательной деятельности по программам дополнительно образования в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями воспитанников ДОУ, с их интересами и способностями и с учётом недостатков в развитии речи; диагностика уровня развития способностей детей и освоения программ дополнительного образования. 6. Контроль 6.1. Контроль осуществления дополнительного образования в ДОУ выполняется заведующим дошкольным образовательным учреждением в соответствии с планом контрольной деятельности. 6.2. Самоанализ проводится педагогом дополнительного образования в конце учебного года, заслушивается на итоговом педагогическом совете, оформляется в виде отчета с использованием графических материалов и фотоматериалов. 6.3. Контроль над деятельностью кружков и секций содержит: соблюдение законодательной базы; порядок документального оформления; анализ и экспертную оценку эффективности результатов деятельности руководителей дополнительного образования разработка предложений по распространению положительного опыта и устранению негативных тенденций; анализ реализации приказов и распоряжений по дополнительному образованию дошкольников; оказание методической помощи руководителям кружков секций в процессе контроля. 6.4. При оценке педагогической деятельности педагога дополнительного образования учитывается: выполнение программ, планов; уровень развития дошкольников; личностно-ориентированный подход к ребенку; наличие положительного эмоционального микроклимата; уровень применения методов, приемов, эффективных форм в работе. способность к анализу и умение корректировать деятельность. 6.5. Результаты контроля оформляются в виде справки и освещаются на педагогическом совете дошкольного образовательного учреждения, совещаниях при заведующем, заседаниях методического совета. 7. Документация и отчетность 7.1. Педагог дополнительного образования ведет следующую документацию: программы, перспективные планы работы (утвержденные экспертным советом); календарные планы работы, содержащие формы, методы и приемы работы; списки воспитанников; расписание образовательной деятельности; журнал учета посещаемости; методические материалы (консультации, варианты анкет, пакет диагностических методик, конспекты занятий, досугов, презентаций и др.); перспективный план досугов, развлечений, организации выставок, смотров, конкурсов, соревнований; отчеты о работе кружков, секций, творческих достижений воспитанников. 7 .2. Педагог дополнительного образования представляют: полный анализ деятельности на методических мероприятиях дошкольного образовательного учреждения (один раз в год); организуют выставки работ, праздники, представления, соревнования, презентации; организуют творческие отчеты перед родителями (законными представителями) воспитанников; используют результаты диагностики воспитанников в индивидуальных маршрутах сопровождения развития ребенка. 8. Заключительные положения 8.1. Настоящее Положение о дополнительном образовании является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на педагогическом совете, согласовывается с родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 8.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.11.1 настоящего Положения. 8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.