Консультация для родителей "Режим дня в жизни дошкольника"
Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был здоров, весел и
правильно развивался. В этом стремлений поможет правильная организация режима
дня. Что такое режим дня?
Режим дня – это система распределения периодов сна и бодрствования,
приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и
самостоятельной деятельности детей.
Режим дня основан на правильном чередовании различных видов
деятельности и предусматривает организационный режим для дошкольника:
Дневной и ночной сон определенной продолжительности с соблюдением
времени подъема и отхода ко сну;
·
Регулярное питание;
·
Определенная продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на
свежем воздухе;
·
Правильное чередование труда и отдыха;
·
Определенное время для физзарядки и личной гигиены.
Все родители пережили особенно напряженный период, когда только что
появившийся в мир человек должен приспособиться к необычным условиям.
Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение
детей в большей мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды,
сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся
вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит,
плохо засыпают и спят беспокойно. Один из мало важных отличительных признаков
воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском
саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс.
Ведь такая системность приучает даже взбалмошного карапуза к аккуратности,
точности, порядку.
По мере роста ребенка распорядок его будет меняться. Но на всю
жизнь должна сохраниться основа, заложенная в раннем детстве – чередование всех
форм деятельности организма в определенном режиме. Воспитать в ребенке чувство
ритма – не слишком сложно: самой природе присущ ритм. Малыш легко привыкает к
предложенному ему режиму. Но родителям и другим окружающим взрослым соблюдать
его без перебоев оказывается трудно: то жаль в хорошую погоду вовремя уйти с
прогулки или прервать интересную игру, то произошла задержка с приготовлением
пищи. А мозг ребенка фиксирует эту неустойчивость режима, и потому так трудно
выдерживать его, когда ребенок становиться старше и начинает просить
«чуть-чуть» задержаться, опоздать, отложить и т.д.
Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается
разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций
это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и
отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные
участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной
возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя.
При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и
создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного
мозга.
Нервная система малыша очень чувствительна к различным воздействиям
окружающей среды. Дети быстро устают и поэтому нуждаются в частом и
продолжительном отдыхе. Главным видом отдыха – сон. Если он недостаточно
продолжителен, то организм не отдыхает в полной мере. Это отрицательно влияет
на нервную систему ребенка. Ослабленные дети независимо от возраста должны
спать больше. Важно приучать детей ложиться спать и вставать в определенное
время.
Перед сном рекомендуются только спокойные игры, очень полезна
получасовая прогулка. Готовясь ко сну, дети моют лицо, шею, руки и ноги водой
комнатной температуры. Это имеет не только гигиеническое, но и закаливающее
значение, хорошо влияет на нервную систему, способствует быстрому засыпанию.
Рекомендуемая в течение суток продолжительность сна
составляет:
|
Дети до 3 лет |
От 3 и старше |
Общая продолжительность сна |
12 часов 50 минут |
12 часов |
Ночной сон |
10 часов 30 минут |
10 часов 15 минут |
Дневной сон |
2 часа 20 минут |
1 час 45 минут |
В течении дня – лучший вид отдыха для ребенка – подвижные игры,
занятия физкультурой и спортом.
Кто из родителей не знает о пользе закаливания и физкультуры
в укреплении организма ребенка, повышении его устойчивости к заболеваниям.
Большинство из них умеет проводить закаливание осторожно и систематически,
широко используя воздух, солнцу и воду (комнатные воздушные ванны, пребывание
на свежем воздухе и т.д.). Но о значении активных действии для здоровья ребенка
многие не знают. Часто взрослые предпочитают, чтобы ребенок играл в спокойные
игры, меньше бегал и прыгал, что ведет к излишней вялости. Ограничивая ребенка
в движении, родители неосознанно наносят вред здоровью ребенка.
Не мало важной является ежедневная прогулка на свежем воздухе,
активные игры с детьми – непременный пункт в распорядке дня малыша, так как
прогулки закаляют его организм, влияют на психологический фон ребенка. Кроме
того, гуляя на улице с ровесниками, он получает много информации и приобретает
опыт общения и поведения с разными людьми.
Длительность прогулки напрямую зависит от возраста, сезона, и
погоды.
В холодное время года нужно проводить на улице, по меньшей мере,
2-4 часа в сутки, а летом ребенок может проводить все дома как можно больше
времени.
Питание – это один из важных пунктов режима дня. Полноценное
питание – это залог здоровья вашего чада. Наверное, не стоит напоминать, что
то, чем вы кормите ребенка, должно быть исключительно качественным, свежим и
здоровым. Питание должно быть сбалансированным, сочетая в равных количествах
белки, жиры и витамины.
Дети, не соблюдая режим, больше подвержены простудным заболеваниям.
Таким образом, режим дня – это режим жизни. И насколько более
тщательно родители продумают режим дня для своего ребенка и постараются
внедрить его в жизнь, настолько это положительно отразиться на всех сторонах
жизни и здоровья вашего ребенка.
Примерный режим для дошкольника в семье:
8.00 |
Подъем |
8.15 |
Гимнастика, умывание или обтирание |
8.45 |
Завтрак |
10.00 |
Занятия и игры дома |
10.00- 13.00 |
Прогулка, игры на воздухе |
13.00-13.30 |
Обед |
13.30-15.00 |
Дневной сон |
15.00-15.30 |
Полдник |
15.30-18.30 |
Прогулка, игры на воздухе |
18.30-19.00 |
Ужин |
19.00-20.30 |
Спокойные занятия, вечерний туалет |
20.30-21.00 |
Сон |