Консультация для родителей: «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре»
09.09.2019
Консультация
для родителей
«Как
научить ребенка правильному поведению при пожаре»
Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте.
Поэтому пожарно-профилактическая работа с детьми должна
начинаться с самого раннего детства ещё в родительском доме. Велика
любознательность ребёнка. Ему хочется всё узнать и самому всё испытать. И,
конечно, в первую очередь ребёнка интересуют яркие и надолго запоминающиеся
явления и предметы. А что может быть интереснее огня, с которым ребёнок
встречается на каждом шагу? Мама чиркнула спичкой – огонь; папа щёлкнул
зажигалкой – опять огонь; первая осознанная встреча Нового года – и всё небо
полыхает огнями петард; даже настенные электровыключатели и розетки вокруг
ребёнка зажигают свет – огонь.
Поэтому родителям следует самостоятельно научить своих детей действовать
в сложной ситуации.
На первом же этапе детского любопытства немедленно возникает
необходимость пресечь любые шалости и игры с огнём. И здесь, к сожалению, одних
словесных разъяснений оказывается всегда недостаточно. После того, как ребёнок
проявил первый интерес к огню, становится уже жизненно-необходимым провести
профилактическое ознакомление его с грозящей опасностью. Так, например, поднеся
в своей руке руку ребёнка к горячему пламени, можно своевременно сформировать
первые впечатления ребёнка об опасности огня, заставить его осознать реальную
необходимость быть осторожным в обращении с любым проявлением огня. Детские
впечатления останутся с человеком на всю жизнь, помогая ему адекватно оценивать
опасность огня.
В возрасте от трёх до шести лет дети часто в своих играх
повторяют поступки и действия взрослых, отображают их поведение и труд. На
данном этапе развития ребёнка, кроме мер воспитательного характера, требуется
ещё и установление надёжного режима недоступности со стороны ребёнка ко всем пожароопасным
веществам, электроприборам и предметам. Пока ребёнок не подрастёт: горючие
жидкости, спички, свечи, зажигалки, утюги, электроплитки, обогреватели и т.п. –
следует убирать в такие места, откуда он не сможет их достать. Причём прятать
это нужно так, чтобы у ребёнка не возникло подозрение, что названные предметы
умышленно скрываются от него, иначе любопытство может взять верх над запретом.
Особо следует обратить внимание родителей на недопустимость учить детей считать
с помощью спичек и (или) выкладывать с ними различные фигурки из отдельных
спичек. Во всём этом таится большое зло: дети привыкают к спичкам, просят их,
специально ищут, а найдя, устраивают игры, опасные для их жизни. Чем старше
становится ребёнок, тем шире круг вопросов, интересующих его, тем разнообразнее
игры, тем самостоятельнее он в своих действиях. Стремление к самостоятельности
особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Причём «одни» они
могут оставаться даже при видимом присутствии взрослых.
К семи годам ребёнок уверенно овладевает умением пользоваться
самыми различными предметами. Не случайно в этом возрасте ребёнок, на
предложение взрослых помочь ему что-либо сделать, часто отвечает: «Я сам».
Теперь уже не следует полностью отстранять детей от спичек.
Учитывая естественную тягу детей к огню, следует обучить их правильно и
безопасно пользоваться спичками, бенгальскими огнями, свечами, бытовыми
электротехническими приборами. В противном случае простыми запретами и угрозами
родители могут добиться только обратного эффекта, поскольку они возбуждают
любопытство, повышают стремление к сопротивлению и, тем самым, подстрекают к
самостоятельным действиям. После безоговорочных запретов дети начинают играть с
пожароопасными предметами в потайных местах. Тут-то и открывается широкий
простор для детских поджогов. Предупреждая использование в играх огнеопасных
предметов, важно в то же время приучать ребёнка ничего не брать без разрешения,
даже если это лежит на виду, не заперто и не закрыто. При этом совершенно
необходимо периодически проверять и контролировать содержание детских карманов
и мест потайных «секретов».
Реакция детей во время
пожара:
• Напуганный
ребенок закрывает глаза или прячется в укромное место, думая, что там его никто
не найдет, так проявляется инстинкт самосохранения.
• Ребенок может кричать от страха, но если шок от
события слишком большой – голос может отказать, и ребенок будет просто молча
прятаться, что в случае пожарной опасности значительно затрудняет его поиск и
повышает риск гибели.
• Дети часто боятся
пожарных в больших ярких костюмах, принимая их чудовищ из мультиков и сказок, а
поэтому прячутся и от них тоже. Обязательно нужно рассказывать ребенку истории
о том, как его ровесник смог остановить пожар и спасти друзей, как храбрые
пожарники помогают при тушении огня и тому подобное.
Важно, чтобы малыш понял, что во время пожара нельзя поддаваться
чувству страха и молча прятаться, а можно спасти себя и других. Ни в коем
случае не следует пугать ребенка тем, что при его плохом поведении позовут
страшного дядю-пожарника, нельзя рассказывать ему страшные истории, в которых
речь идет об игре со спичками, смерти от возгораний и пожаров.
Родителям нужно научить своего малыша тому, как правильно вести
себя при пожаре, рассказать и показать место, где в помещении находиться
пожарный шкаф, противопожарное оборудование или средства, помогающие тушению
пламени (плотные тканевые вещи, одеяла).
Ребенок должен знать, что
если он видит пламя, то нужно:
• звать на помощь
взрослых или позвонить им по телефону (для этого в его мобильном телефоне или
возле стационарного аппарата всегда должен быть номер соседа, родственника,
службы спасения и, конечно, ваш);
• в случае
небольшого возгорания на улице, если нет проводов, заливать его водой,
использую пожарный гидрант или огнетушители;
• не тушить огонь в
квартире самостоятельно;
• выходить из
горящей квартиры через дверь или окно, при условии, что этаж невысокий и окно
свободно открывается;
• ни в коем случае
не пользоваться лифтом, а спускаться по лестнице;
• если квартира
заперта, прятаться от огня в ванной комнате, следить, чтобы дым не проникал в
вентиляцию;
Дети всегда запоминают информацию в виде рисунков легче, поэтому
можно учить их правилам противопожарной безопасности и поведению во время
пожара, рисуя эти ситуации и планы эвакуации.
Используйте эти советы при
беседе с детьми, для профилактики пожарной безопасности !