Консультация для родителей: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка»
11.02.2021
Консультация для
родителей:
«Роль
артикуляционной гимнастики
в развитии речевого
аппарата ребёнка»
Артикуляционная
гимнастика
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности
органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое
нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у
ребенка постепенно, в процессе речевой
деятельности.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших
артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти
движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются
первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи
в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих
движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи —
язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том
числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования
происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие,
диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной
логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных
органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых
звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и
патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов
артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого
неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого
звука той или иной группы.
Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для
развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата
проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики
- выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного
аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений
языка, выработать полноценных движений и определенных положений органов
артикуляционного аппарата
Рекомендации по
проведению артикуляционной гимнастики.
1.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у
детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5
минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7
раз.
3. Статические упражнения выполняются по
10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для
артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти
от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в
игровой форме.
5.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и
третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то
упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше
отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые
приемы.
6.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка
прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо
взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность
выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения
артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также
ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но
тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8.
Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Работа организуется
следующим образом:
Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые
приемы.
Показывает его выполнение.
Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за
качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп
выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно
следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по
отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная
гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность
движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает,
движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного
эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение
неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите
ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить
(«Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
Если у ребенка при выполнении
упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и
плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем
правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы
думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать
специалисту-логопеду.
Практически у всех детишек-дошкольников встречаются недостатки
произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят
временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого
возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой
аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого
аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых
органов ребенка еще недостаточно четки и согласованы. Поэтому в дошкольном
возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых
органов и умения владеть ими.
Помните, что ежедневными упражнениями вы помогаете ребенку
достичь правильного звукопроизношения.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться
с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребенком.