Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №45 «Ромашка»
Принята:
решением Педагогического
совета МБДОУ № 45 «Ромашка»
Протокол № 1 от 28.08.2025года
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
№ 45 «Ромашка»
__________________
М.А. Коротаева
Приказ № 90 от 28.08.2025года
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности для детей 5-7лет
«Знайка»
Срок реализации 1 год
Автор-составитель: Фуфарова Лариса Александровна
педагог дополнительного образования
с. Филатовское 2025г
1
Содержание
I раздел
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
1.12
1.13
II раздел
2.1
2.2
2.3
III раздел
3.1
3.2
2
ЦЕЛЕВОЙ
Паспорт программы
Пояснительная записка
Новизна
Актуальность
Педагогическая целесообразность
Цель, задачи программы
Отличительные особенности программы
Возраст детей и наполняемость
Сроки реализации программы
Организация образовательного процесса. Программа, технологии и
формы
Режим занятий
Структура непосредственной образовательной деятельности
Ожидаемый результат реализации программы
Формы представления результатов
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
Учебно-тематический план с детьми
Содержание изучаемого курса
Содержание планирования с детьми
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Методическое обеспечение программы
Описание предметно-развивающей среды
Список литературы
3
7
8
8
9
9
10
10
10
11
11
11
12
14
14
14
16
18
23
23
24
25
Паспорт программы
Год разработки
Автор
Цель
Задачи
3
2023
Л. А. Фуфарова
Обучение дошкольников чтению по складам с
помощью игры в кубики Н.А. Зайцева
Обучающие
✓ познакомить детей с кубиками и
таблицами, научить различать кубики
по
цвету,
звучанию,
величине,
классифицировать их;
✓ уверенно называть склады на кубиках
и таблице, составлять слова;
✓ развивать
устную
речь
путем
пропевания складов по таблице,
кубикам;
✓ свободно
читать
слоги
и
трёхбуквенные слова, плавно читать по
слогам;
✓ способствовать
обогащению
словарного запаса и развитию речи
ребёнка;
✓ привить интерес к книге, вкус к
самостоятельному чтению;
Развивающие
✓ развивать у детей внимание, память,
воображение, логическое мышление,
мелкую моторику рук, слух;
✓ развивать
устную
речь
путём
пропевания по таблице и кубикам;
✓ способствовать развитию речи и
обогащению
словарного
запаса
дошкольников;
✓ развивать
наглядно-действенное и
наглядно-образное
мышление,
воображение, внимание, память;
✓ развивать познавательных интересов и
способностей, общее интеллектуальное
развитие ребёнка
Воспитательные
✓ воспитывать
желание
помогать
товарища, работая вместе, не мешая
друг другу, создавая коллективные
постройки;
✓ формировать умение распределять
обязанности в процессе совместного
решения конструктивной задачи;
✓ воспитывать уважительное отношение
к
труду,
понимая
значимость
выполняемой работы.
Образовательные области
Дополнительная
образовательная
программа «Знайка» согласно ФОП ДО
направлена на:
В
области
«Социально–
коммуникативное развитие» на формирование
позитивных
установок
к
чтению
и
конструированию.
В области «Познавательное развитие» «на
развитие
интересов
детей,
любознательности
и
познавательной
мотивации; формирование познавательных
действий,
становление
сознания;
формирование первичных представлений о
других людях, объектах окружающего мира.
В области «Речевое развитие» «владение речью как средством общения и
культуры»;
В области «Художественно-эстетическое
развитие» - реализацию самостоятельной
творческой деятельности.;
В области «Физическое развитие» «становление ценностей здорового образа
жизни, овладение его элементарными нормами
и правилами».
Возраст
5-7лет
Срок реализации
1 год
Особенности организации образовательной
деятельности
Продолжительность занятий составляет:
не более 25мин для детей 5-6 лет;
не более 30мин для детей 6-7лет
•Дни открытых дверей;
•Интегрированные игровые занятия;
•Конкурсы, соревнования, фестивали;
•Логические игры и игра на развитие речи;
•Открытые занятия для педагогов МБДОУ
и родителей
•Открытые мероприятия в рамках
реализации ООП МБДОУ №45 «Ромашка»
•Самостоятельная игровая деятельность;
•Совместная деятельность педагога и
детей;
1. Зайцев Н.А. Учебник для родителей,
воспитателей, учителей. – СПб.: НОУДО
«Методики Н. Зайцева», 2012.
2. Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой. –
СПб.: НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.
3. Зайцев Н.А. Комплект «Кубики Зайцева». –
Формы предоставления результатов
деятельности
Методическое сопровождение.
4
Нормативно правовое обеспеченье
5
СПб.: НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.
4. Зайцев Н.А. Комплект «Складовые
картинки». – СПб: НОУДО «Методики Н.
Зайцева», 2012.
- Федеральный закон от 29декабря 2012г.
№273 –ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации (с изменениями и дополнениями),
(далее – Закон №273 ФЗ);
- Федеральный закон от 13 июля 2020года
№189-ФЗ
«О
государственном
(муниципальном) социальном заказе на
оказание государственных (муниципальных)
услуг в социальной сфере»;
- Приказ Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации
от 22.09.2021№652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагогов
дополнительного
образования
детей
и
взрослых»;
- Приказ Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации
от 26.08.2010 №761н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и
служащих,
раздел
«Квалификационные
характеристики
должностей
работников
образования»;
Концепции
развития
дошкольного
образования детей до 2030года, утверждённой
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 31.03.2022 №678-р;
Приказ
Министерства
просвещения
Российской Федерации от 27.07.2022 №629
«Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Письмо
Минобрнауки
России
«О
направлении информации» / Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ
(включая разнообразные программы)» (от 18
ноября 2015г №09-3242);
- Методические рекомендации по организации
независимой
оценки
качества
дополнительного
образования
детей,
направленным
письмом
Министерства
образования и науки Российской Федерации
от 28.04.2017 № ВК-1232/09;
- Постановление Главного санитарного врача
РФ от 28.09.2020года №28 «Об утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»;
СанПин
1.2.3685-21
«Гигиенические
нормативы и требования к обеспечен6ию
безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства образования и
молодёжной политики Свердловской области
от 29.06.2023 №785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере
«Реализация
дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии
с социальным сертификатом»;
- Приказ начальника Управления образования
Администрации городского округа Сухой Лог
от 04.07.2023 №380 «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания
муниципальной услуги в социальной сфере
«Реализация
дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии
с социальным сертификатом»
6
Раздел I ЦЕЛЕВОЙ
1.1. Пояснительная записка
Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте. По
словам Л.С. Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает
вперёд развития и ведёт развитие за собой». Многие авторы (Глен Доман, Никитины,
Н.А.Зайцев) настаивают на том, что такое раннее – не раннее, а как раз своевременное
развитие.
Зачем ребёнку читать до школы? Преимуществ очень много:
• На раннем этапе улучшается произношение – постоянное проговаривание слов по
складам способствует тому, что речь ребёнка становится чище;
• Обогащается словарный запас;
• Ребёнок умеющий читать, более самостоятелен: его можно приучить к мысли, что
знания он может добывать сам из книг (очень полезный навык, который хорошо бы
выработать с детства);
• Дети, которые научились читать книги рано, читают книги с большим
удовольствием
• Раннее чтение влияет на грамотность.
• Навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте, благотворно•
влияет как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на общее
развитие личности ребёнка.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как
обеспечивает интеллектуальное развитие, необходимое для дальнейшей самореализации и
формирования личности ребёнка и имеет социально- гуманитарную направленность. Данная
программа ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности,
любознательности, на дополнение и углубление программы по развитию речи, способствует
формированию интереса к чтению.
Программа составлена с учётом требований федеральных государственных стандартов
второго поколения и соответствует возрастным особенностям дошкольника.
Перечень нормативно правовых актов Российской Федерации и Свердловской области в
сфере образования, регламентирующих реализацию программы дополнительного образования
«Знайка»:
1.Федеральный закон от 29декабря 2012г. №273 –ФЗ «Об образовании РоссийскойФедерации (с
изменениями и дополнениями), (далее – Закон №273 ФЗ);
2. Федеральный закон от 13 июля 2020года №189-ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от
22.09.2021№652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагогов дополнительного
образования детей и взрослых»;
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от
26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
7
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования»;
5.Концепции развития дошкольного образования детей до 2030года,
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
утверждённой
6.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Письмо Минобрнауки России «О направлении информации» / Методические рекомендации
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разнообразные
программы)» (от 18 ноября 2015г №09-3242);
8. Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного
образования детей, направленным письмом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 28.04.2017 № ВК-1232/09;
9. Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020года №28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
10. СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечен6ию безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом»;
12. Приказ начальника Управления образования Администрации городского округа Сухой Лог
от 04.07.2023 №380 «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом»
1.2. Новизна
Новизна программы состоит в том, что данная программа основана на здоровьесберегающей
методике обучения детей чтению по кубикам Зайцева и позволяет полноценно образовывать
детей. Техника чтения Зайцева даёт интенсивное развитие таких психических функций, как
внимание, память, абстрактное мышление. На занятиях чтения по методике Зайцева малыш
достигает всего сам. Новизна данной программы определена федеральным государственным
образовательным стандартом.
1.3 Актуальность
Актуальность данной проблемы и повлияло на разработку программы кружка
«Знайка».Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами,
регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в
ДОУ и стандарты...:
• Закон Российской Федерации от «Об образовании».
8
•
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных организациях», СанПиН 2.4.1.2660-10
Разработанная программа служит дополнением к программам, используемым в ДОО,
направленных на развитие речи, обучение грамоте.
Предложенная программа полностью соответствует требованиям методики Н.А.Зайцева,
тематическое планирование позволяет педагогу доносить материал детям в системе «от лёгкого
к сложному», включая деятельность по развитию психомоторики ребёнка.
1.4. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она позволяет развивать
познавательные процессы у дошкольников (восприятие, внимание, воображение, память, речь и
т.д.) и одновременно обучать чтению и письму.
1.5. Цель и задачи программы
Цель: обучение дошкольников чтению по складам с помощью игры в кубики Н.А. Зайцева
Задачи:
Обучающие
✓ познакомить детей с кубиками и таблицами, научить различать кубики по цвету,
звучанию, величине, классифицировать их;
✓ уверенно называть склады на кубиках и таблице, составлять слова;
✓ развивать устную речь путем пропевания складов по таблице, кубикам;
✓ свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
✓ способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи ребёнка;
✓ привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению;
Развивающие
✓ развивать у детей внимание, память, воображение, логическое мышление, мелкую
моторику рук, слух;
✓ развивать устную речь путём пропевания по таблице и кубикам;
✓ способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса дошкольников;
✓ развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение,
внимание, память;
✓ развивать познавательных интересов и способностей, общее интеллектуальное развитие
ребёнка
Воспитательные
✓ воспитывать желание помогать товарища, работая вместе, не мешая друг другу, создавая
коллективные постройки;
✓ формировать умение распределять обязанности в процессе совместного решения
конструктивной задачи;
✓ воспитывать уважительное отношение к труду, понимая значимость выполняемой
работы.
9
1.6. Отличительные особенности
Отличительными особенностями программы дополнительного образования детей от
имеющихся аналогов является использование элементов здоровьесберегающих технологий,
полное раскрепощение позы и поведения, столь необходимые ребенку, плюс элементы
соревнования, плюс постоянно меняющаяся игровая ситуация, плюс радость от явных и
быстрых достижений. Большая нагрузка? Но любой педагог согласится, что ребенок
значительно меньше устанет, если будет обучаться, интенсивно играя, чем неподвижно сидеть,
сложив руки и устремив взор на доску. Быстрый результат дает чувство успешности. Успех
рождает радость. А стойкие положительные эмоции – прекрасный фон для нормализации и
активации всех функциональных систем организма, верный путь к здоровью. Другая группа
оздоровительных факторов – ритмитизация деятельности. Она проявляется и в складовом
принципе обучения, и в ритмическом предъявлении звуковых раздражителей обучающего, и в
ритмических двигательных ответах детей, и в ритмических движениях кисти ребенка
(прокручивание кубика). Ритмы, синхронизируя нервно-психические процессы, «раскачивают»
мозг, способствуют функциональному резонансу, облегчают восприятие и деятельность. Это
важное свойство нервной системы особенно полезно использовать при обучении детей с
различными дефектами развития.
1.7. Возраст детей и наполняемость
Программа дополнительного образования «Знайка» разработана для всех желающих детей
старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет (или до окончания образовательных отношений).
Количество групп зависит от педагогической нагрузки педагога и потребностей
воспитанников, наполняемость не должна превышать предельной наполняемости группы.
Оптимальная наполняемость группы – от 8 до 10 детей.
1.8. Сроки реализации программы
Срок реализации программы «Знайка» составляет 1 год.
Продолжительность учебного года по Программе дополнительного образования «Знайка» 9 месяцев (33 недели).
Продолжительность занятий составляет: не более 25 мин. для детей 5-6 лет; не более 30 мин.
для детей 6-7 лет.
Дополнительные
образовательные программы
Объём часов: в неделю / в год
Старшая группа
Дополнительная
1/33
общеразвивающая программа
«Знайка»
Подготовительная
группа
1/33
к
школе
Режим занятий по реализации дополнительных общеразвивающих программам составляется
с учётом пожелания детей и родителей. Поскольку дошкольное образование не является
обязательным, родители используют своё право на выбор формы получения образования.
Дополнительное образование детей является важным элементом развития детей, в связи с этим,
ограничивать их в получении дополнительного образования неконституционно.
10
1.9. Организация образовательного процесса. Программа, технологии и формы.
Наименование
Кем
и
когда Применяемые
Срок освоения
программы
утверждена
педагогические
технологии и формы
освоения программы
Дополнительная
Принята
на Технологии: игровые, 1 год
общеобразовательная педагогическом
технология
общеразвивающая
совете (Протокол №5 сотрудничества,
программа социально- от 11.06.2025года)
здоровьесберегающие,
гуманитарной
информационнонаправленности
коммуникационные,
«Знайка»
технологии
развивающего
обучения,
STEАM
технологии.
Формы:
групповая,
подгрупповая,
идивидуальная
Основу программы составляют методические пособия:
1. Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб.: НОУДО «Методики Н.
Зайцева», 2012.
2. Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой. – СПб.: НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.
3. Зайцев Н.А. Комплект «Кубики Зайцева». – СПб.: НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.
4. Зайцев Н.А. Комплект «Складовые картинки». – СПб: НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.
1.10. Режим занятий
№ Наименование услуги
1
День недели
Дополнительная
Вторник
общеобразовательная
общеразвивающая программа
Четверг
социально-гуманитарной
направленности для детей 5-7
лет «Знайка»
Старшая группа
15.45.-16.10
Подготовительная
к школе группа
16.20-16.50
15.45.-16.10
16.20-16.50
1.11. Структура непосредственной образовательной деятельности
1.Организационный момент
2. Классификация кубиков
3. Озвучивание кубиков и таблиц
4. Поиск
5. Письмо и чтение слов
11
1.12. Ожидаемый результат реализации программы и способы определения их
результатов
1. Вид деятельности – ПИСЬМОЧТЕНИЕ – последовательное выкладывание(или показ)
складов и их озвучивание.
✓ Уметь легко ориентироваться в кубиках.
✓ Легко отыскивать нужную букву.
✓ Уметь составлять и разбирать различные слова по образцам.
✓ Дописывать кубиками слова, которые начал составлять взрослый, и прочитывать их.
Дописывать по таблице слова, которые начал составлять (показывать указкой)взрослый:
показывать своим пальчиком или указкой, одновременно прочитывая их.
2. Вид деятельности – ПОИСК.
Этот вид деятельности можно назвать настоящим «стимулятором» для восприятия,
внимания и памяти малыша. Он призван закрепить представления ребенка о видах кубиков
и порядке расположения складов на кубиках и в таблицах.
Поиск — основной вид деятельности на этапе усвоения и закрепления системы складов.
Ребенок сможет осуществлять:
Поиск объекта (кубика, группы складов, склада) по заданным свойствам:
Примеры:
«Найди среди кубиков железный кубик «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» и принеси его».
«Найди серую строчку «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» в этой таблице» («Таблица №1»).
«Найди и покажи в слове «БАБУШКА» серый склад «БА».
Поиск места объекта по заданным ориентирам
Примеры:
«Найди среди кубиков кубик «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ», он находится первым в дорожке из
кубиков (среди больших железных кубиков, верхним в башенке из кубиков и т. д.) и
принеси его».
«Найди на кубике «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» склад «БЭ». Поверни к себе кубик и посмотри на
верхнюю грань».
«Найди и покажи в слове «БАБУШКА» склад «БА», он находится впереди (крайним слева,
первым по счету)».
«Найди строчку «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» в таблице. Это самая первая строчка сверху (первая
слева верхняя строчка)».
«Найди склад «БА» в таблице. Он находится сразу под «Б» («Таблица №1»). Он находится
рядом с «Б» в самой верхней строчке (в одном из самых первых столбиков наверху)»
(«Таблица №2»).
3. Вид деятельности - ОЗВУЧИВАНИЕ или пропевание складов — ведущий вид деятельности
на начальном этапе обучения чтению. Озвучивание складов проходит по кубикам и по
таблицам и занимает совсем немного времени. Пропевание — прекрасная фонетическая
разминка, с ее помощью «шлифуется»произношение каждого звука, тогда как в потоке
обычной речи дефекты дикции малыша могут быть не слышны, не заметны. Запоминание
складов через пропевание идет удивительно быстро. Это происходит за счет многократных
повторений. Ребенок может: Озвучивать кубики. (Озвучить любой кубик (по своему
выбору). Озвучить кубик, на который указал взрослый (большой деревянный, маленький
железный двойной и т. д.). Озвучивать таблицы. Озвучивать склады последовательно
столбиками,двигаясь слева направо: сначала все верхние столбики сверху вниз, потом все
нижние столбики сверху вниз.
12
Озвучивать склады в любом другом порядке, последовательно или выборочно, на разные
мотивы знакомых детских песенок. Ребенок может действовать вместе со взрослым или
самостоятельно, под наблюдением взрослого.
4. Вид деятельности - КЛАССИФИКАЦИЯ — это распределение кубиков на отдельные
группы. Ребенок умеет классифицировать:
По размеру.
По цвету.
По цвету и звучанию.
По размеру, цвету и звучанию.
По гласным буквам.
По согласным буквам.
Владеет основными этапами классификации:
Выбор кубика из числа других кубиков.
Выбираем нужный кубик из двух-трех, а потом из пяти-шести других кубиков.
Выбираем нужный кубик из всей россыпи кубиков.
Сотрудничество со взрослым.
Ребенок действует вместе со взрослым.
Ребенок действует самостоятельно, по словесному указанию взрослого.
Основные варианты деления больших групп кубиков.
Из двух кучек —шесть: большие и большие двойные кубики + маленькие и маленькие
двойные кубики = серые (железные, коричневые (деревянные) и желтые (золотые) кубики.
Из трех кучек —шесть: коричневые (деревянные) кубики + серые (железные)кубики + все
желтые (золотые) = большие и маленькие кубики. В «серой» и «коричневой» кучках вместе
с большими кубиками будут находиться и большие двойные кубики, а вместе с маленькими
— маленькие двойные.
Важным достоинством этой методики является то, что все происходит в движении,
ненавязчиво.
«Игра только тогда и там, где есть ТВОЙ ВЫБОР, ТВОЙ ПОИСК, ТВОЯ БОРЬБА. Игра
мобилизует ТВОИ возможности, инициативу, учит сотрудничать, когда выступаешь за
команду, тактике, стратегии. Используются ТВОИ индивидуальные качества — вот тебе,
бабушка, и ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ обучения. Без выбора, поиска, борьбы нет игры».
Н. А. Зайцев «Письмо. Чтение. Счет»
• формирование правильной осанки;
• высокий уровень общей двигательной активности;
• улучшение дикции;
• правильная фиксация взора;
• активное раскрепощение индивидуальных способностей.
Способы определения результативности
Способы определения эффективности реализации дополнительной образовательной
программы оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический
материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика
уровня развития речевых способностей.
Уровень
развития
13
ребёнка
Высокий Ребёнок самостоятельно:
озвучивает и показывает «золотые», «железные», «деревянные» склады;
читает попевки ((слева – направо, сверху – вниз);
классифицирует кубики;
умеет голосом выделять ударный склад;
владеет складовым чтением слов.
Средний Ребёнок допускает незначительный ошибки, но самостоятельно «путём проб и
ошибок» исправляет их:
в озвучивании и показе складов;
чтении попевок;
классификации кубиков;
выделении ударного слога;
складовом чтении слов.
Низкий
Допускает ошибки в озвучивании и показе складов, выделении ударного слога,
требуется постоянная помощь взрослого.
Складовым чтением не владеет.
1.13 Формы предоставления результатов
•Дни открытых дверей;
•Интегрированные игровые занятия;
•Конкурсы, соревнования, фестивали;
•Логические игры и игра на развитие речи;
•Открытые занятия для педагогов МБДОУ и родителей
•Открытые мероприятия в рамках реализации ООП МБДОУ №45 «Ромашка»
•Самостоятельная игровая деятельность;
•Совместная деятельность педагога и детей;
Раздел II Содержательный
2.1
Учебно-тематический
план
дополнительной
общеразвивающей программы «Знайка».
Период
1
Сентябрь
2
3
4
5
14
Октябрь
Название раздела
Название темы
I этап - установочные занятия (2 часа)
Знакомство с кубиками:
Правила
совместной
деятельности.
Различие кубиков - по
цвету; - по объёму; -по
звучанию
II этап – запоминание складов (23 часа)
Моё имя.
Моя мама
Папа
общеобразовательной
Количество
часов
Теорети Практ
ческий
ически
вид
й
вид
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
6
7
8
9
10
11
Ноябрь
12
13
14
Декабрь
15
16
17
18
19
20
21
22
Январь
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
34
35
15
Февраль
Дедушка
Вместе с бабушкой
Имя, отчество мамы
Угощение для мамы
Цветы для мамы
Стихотворение Я.Аким
«Мама»
Стихотворение
Э.
Успенского
«Разгром»
Здравствуй гостья Зима!
Зима – холода песня
«Гостья зима!»
Следы на снегу
Загадки о животных
Стихотворение
М.Садовских «Хотел я
снежку домой принести»
Пословицы о зиме
Загадки о зиме
А. Бродский «Всюду
снег»
Развлечение
«Здравствуй,
гостья
Зима»
Стихотворение
И.З.
Суриков «Зима»
Стихотворение
С.Есенина «Поёт зима –
аукает»
Отрывок
«Мороз
Красный
нос»
Н.Некрасов
III этап – выход в слово (26 часов)
Отрывок
«Детство»
И.Суриков
Стихотворение
С.Чёрный «Волк»
С.Есенин «Берёза»
Поэтическая гостиная
Стихотворение
В.
Руденко
«Мужской
праздник»
Ирина
Гурина
«23
февраля»
Натали Самоний «С
Днём
Защитника,
папуля»
В.Степанов
«Праздничный салют»
К. Вашенкин «Матрос»
Г.
Ладонщиков
0,5
0,5
0,5
1
1
1
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
0,5
1
0,5
0
1
0,5
0,5
0
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
36
37
Март
38
39
40
41
42
43
44
Апрель
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
56
№
1
2
3
4
Май
«Пограничник»
Развлечение
«Слава
армии родной!»
Б.Заходер «В марте есть
такой денек»
Р.Сеф «Мама»
А. Барто «Разговор с
дочкой»
Е, Благинина «Огонёк»
А. Решетов «Березники
мои, Березники»
Улицы героев нашего
города
Состязание «Печатный
бумеранг»
VI этап – выход в предложение (8 часов)
Планеты
солнечной
системы
Профессия
лётчиккосмонавт
В.Тютчев «Зима недаром
злится»
Ф.Тютчев
«Весенние
воды»
Сергей Козлов «Апрель»
Наталья
Иванова
«Апрель»
А. Барто «Апрель»
КВН
«Весенние
переливы»
V этап – выход в текст. Алфавит (4 часа)
К. Ушинский «Храбрая
собака»
К.Ушинский «Лиса и
гуси»
К Ушинский «Ворона и
рак»
К.
Ушинский
«Два
козлика»
Название раздела
Запоминание складов
Выход в слово
Выход в предложение
Выход в текст. Алфавит
Теоретические
10
13
4
2
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Практические
13
13
4
2
Всего часов
23
26
8
4
2.2 Содержание изучаемого курса
Структурно занятия разделяются на несколько этапов. В зависимости от содержания
занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится
определённое количество времени. На некоторых занятиях работа с кубиками и таблицами
16
может проводится параллельно с изучением темы по окружающему миру, т.е. в течение
всего занятия. При дифференциации заданий может быть использована индивидуальная
или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения. В
таблице приведены примерные показатели использования времени на определённых этапах
занятия.
Структура занятия
Этапы
Содержание работы
Продолжительность
Работа с кубиками и таблицами по 5 мин (для детей 5 лет)
методике Н.А.Зайцева
10 мин (для детей 6-7 лет)
II
Ознакомление с окружающим миром 5 мин. (для детей-5 лет)
(беседа, игра, экскурсии и т.д.))
10 мин. (для детей 6-7лет)
III
Слушание, чтение художественных. 5 мин.
произведений
IV
Развитие
мелкой
моторики 5 мин.
(раскрашивание, штриховка, печатание
букв, слов и т.д.)
Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими
особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами:
20 – 25 минут - старшая группа (5 -6 лет),
25- 30 минут – подготовительная группа (6 – 8 лет)
Форма проведенияКо Количество занятий в год Количество занятий
в
неделю
Обучение Подгрупповая
72
2
чтению
I
Как известно, одним из мощнейших средств развития ребёнка является игра. По методике
Н.А.Зайцева игра органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными
умениями и навыками. При этом ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в
школе. Буквально с первых шагов обучения благодаря данной методике чтение превращается
для детей в желанное, доставляющее радость занятие.
Основная форма организации работы с детьми.
1. Организация приятной атмосферы занятия.
2. Организация учебной среды-размещение пособий
3. Ритмизация деятельности ребёнка и многократное повторение материала.
Форма построения занятий:
1. Организационный момент
2. Классификация кубиков
3. Озвучивание кубиков и таблиц
4. Поиск 5. Письмо и чтение слов
17
2.3 Содержание планирования с детьми
№
1
2
3
4
5
6
7
18
Тема занятия
Программное содержание
по Количество занятий
формирован6ию навыков чтения
I этап – установочные занятия
2
Знакомство
с Правила совместной деятельности. по
кубиками:
цвету, объёму, звучанию. Каждый
кубик имеет своё имя: У, О, А, Э, Ы большой
золотой,
ю-ё-я-е-и
маленький золотой, ЛУ-ЛО-ЛА-ЛЭЛЫ-Л
• большой железный, лю-лё-ля-лели-ль маленький железный, ПУПО-ПА-ПЭ-ПЫ-П
большой
деревян- ный, пю-пё-пя-пе-пи-пь –
• маленький
деревянный.
Озвучивание кубиков.
2
Различие кубиков
По
цвету:
золотые,
железные,
- по цвету;
деревянные, бело-зелёные, один серо- по объёму;
коричнево-белозелёный,
один
-по звучанию.
белокоричневый.
Отслеживание
глазами.
По объёму: большие, маленькие,
двойные, как бы склеенные друг с
другом.
По звучанию: пропеваем, поворачивая
кубик в руках ребёнка (ЛУ-ЛО-ЛАЛЭ-ЛЫ- Л). Игра: «Беги, неси другой» - озвучивание.
Игра: «Беги, неси дру- гой» озвучивание.
II этап – запоминание складов (23 часа)
2
Моё имя.
Знакомство с таблицей складов
Н.А.ЗайцеваПопевка №1 Игра «Как
тебя зовут?» Игра «Где живет твоё
имя?» – таблица. 1
2
Моя мама
Пение «песенок» о членах семьи
(м,п,б,д,с) Игра «Классификация 1»
Озвучивание
больших
железных
кубиков. Игра: «Неси другой, большой
железный». 1
2
Папа
Пение «песенок» о членах семьи
(м,п,б,д,с) Игра «Классификация 2»
Игра: « Неси другой, большой
деревянный» 1
2
Дедушка
Пение «песенок» о членах семьи
(м,п,б,д,с)
Игра
«Общая
классификация» 1
2
«Вместе с бабушкой «Знакомство
с
таблицами
–
своей»
определение порядка расположения
складов: золотых, железных (твердых
и мягких), деревянных (твердых и
8
Имя, отчество мамы
9
Угощение для мамы
10
Цветы для мамы
11
Стихотворение
Я. Аким «Мама»
12
Стихотворение
Э.Успенского
«Разгром»
13
19
Здравствуй,
гостья Зима!
мягких). Пение «песенок» о членах
семьи (м,п,б,д,с) Игра «Поезда»,
«Смешныеслова» Упражнение «Кубик
беру, в таблице песенку нахожу» пропевание складов.
. Продолжить знакомство с таблицами
– определение порядка расположения
складов: золотых, железных (твердых
и мягких), деревянных (твердых и
мягких). Песенка «Петушок», Игра
«Озвучить
выбранный
кубик»,
«Поезда» 1
Определение порядка расположения и
пропевания складов. Составление
«поездов» из кубиков (с буквами А,Я).
Пение «песенок» 2
Составление «поездов» из кубиков (с
буквами О,Ё). Пение «песенок» Игра:
"Неси кубик с «О» - повторение
порядка расположения складов на
кубиках (пропевание). 2
Составление «поездов» из кубиков (с
буквами
У,Ю). Пение «песенок»
Определение порядка расположения
складов на
таблице
(золотые,
железные,
деревянные).
Чтение по таблице деревянных
складов.
Упражнение «Пиши» - МА-МА, ПАПА,
ДЕ-ДУШ-КА,
БА-БУ-ШКА…(указкой по таблице).
Составление «поездов» из кубиков (с
буквами Ы,И). Пение «песенок»
Попевка 2 (соотнесение складов по
мягкости –
твердости с ударением на первом
складе) аудиокассета.
Игра: "Соединю буквы" – чтение
складов
Составление «поездов» из кубиков (с
буквами Э,Е). Пение «песенок»
Попевка
"Бежим
по
железной
дорожке", (по
желанию забираем большие золотые
буквы).
Игра "Смешные слова" (Чтение по
железным
кубикам).
Игра «Найди своё имя» (имена
написаны на доске)
2
2
2
2
2
2
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
20
– чтение
Зима – холода песня Игра «Лучики» - чтение по кубиками с
«Гостья зима!»
«У» - ЛУ,
МУ, НУ,
РУ … (большие железные). «ю» - лю,
мю, ню, рю
… (маленькие железные).
Следы на снегу
Упражнения на закрепление знаний
складов. Пение песни «Здравствуй,
гостья Зима!»
Игра «Составь слово»
Загадки о животных
Упражнения на закрепление знаний
складов. Пение песни
«Здравствуй,
гостья Зима!» Игра «Шагаем и
читаем».
Стихотворение
Упражнения на закрепление знаний
М. Садовских «Хотел складов. Пение
я снежинку домой
песни «Здравствуй, гостья Зима!» Игра
принести»
«Составь
слово»
Пословицы о зиме
Упражнения на закрепление знаний
складов. Пение песни «Здравствуй,
гостья
Зима!» Игра «Найди слово»
Загадки о зиме
Упражнения на закрепление знаний
складов. Пение песни «Здравствуй,
гостья
Зима!» Печатание складов
А.Бродский
Упражнения на закрепление знаний
«Всюду снег»
складов. Пение песни
«Здравствуй,
гостья Зима!» Печатание складов
Развлечение
Упражнения на закрепление знаний
«Здравствуй, гостья складов. Пение песни «Здравствуй,
Зима!»
гостья Зима!»
Печатание складов
III этап – выход в слово (26 часов)
Стихотворение
Письмо односложных слов по
И. Суриков «Зима»
таблице,
составление слов из кубиков. Пение
песни «Бабка Ёжка»
Стихотворение
Письмо односложных и двусложных
С. Есенина «Поѐт зима слов
- аукает»
по таблице, составление слов из
кубиков. Пение
песни «Бабка Ёжка»
Отрывок «Мороз
Письмо односложных и двусложных
Красный нос»
слов по
Н.Некрасов
таблице, составление слов из кубиков.
Игра №1 по
складовым картинкам
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
Письмо односложных и двусложных
слов по
таблице, составление слов из кубиков.
Игра №2 по
складовым картинкам в командном
варианте
Стихотворение
Письмо односложных и двусложных
С. Чѐрный «Волк»
слов по
таблице, составление слов из кубиков.
Игра №3 по
складовым картинкам
С.Есенин «Берѐза»
Письмо односложных, двусложных,
трѐхсложных
слов по таблице, составление слов из
кубиков.
Игра №3 по складовым картинкам
Поэтическая гостиная Письмо односложных, двусложных,
трѐхсложных,
четырѐхсложных слов по таблице,
составление
слов из кубиков.
Игра №3 по складовым картинкам
Стихотворение
Упражнения на закрепление умений.
В.Руденко «Мужской Печатание
праздник»
слов в тетради в крупную клетку.
Пение песни
«Праздничный салют»
И.Гурина
Упражнения на закрепление умений.
«23февраля»
Печатание
слов в тетради в крупную клетку.
Пение песни
«Праздничный салют»
Натали Самоний
Упражнения на закрепление умений.
«С Днѐм Защитника,
Печатание
папуля»
слов в тетради в крупную клетку.
Пение песни
«Праздничный салют»
В.Степанов
Письмо односложных, двусложных,
«Праздничный салют» трѐхсложных, четырѐхсложных слов
по таблице, составление слов из
кубиков. Игра №8 по складовым
картинкам
2
33
К.Ваншенкин
«Матрос»
1
34
Г.Ладонщиков
«Пограничник»
25
26
27
28
29
30
31
32
21
Отрывок «Детство»
И.Суриков
Упражнения на закрепление умений.
Печатание слов в тетради в крупную
клетку. Игра №10 по складовым
картинкам
Упражнения на закрепление умений.
Печатание слов в тетради в крупную
клетку. Игра №10 по складовым
картинкам.
2
2
2
2
2
2
2
1
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
22
О.Высотская«Салют»
Упражнения на закрепление умений.
Печатание слов в тетради в крупную
клетку игра №11 по складовым
картинкам
Развлечение «Слава Упражнения на закрепление умений.
армии родной!»
Печатание слов в тетради в крупную
клетку. Игра №12 по складовым
картинкам
Б. Заходер «В марте Упражнения на закрепление умений.
есть такой денѐк»
Печатание слов в тетради в крупную
клетку. Игра №15 по складовым
картинкам. Пение песенки «Теньтень»
Р. Сеф «Мама»
Упражнения на закрепление умений.
Печатание слов. Игра №6 по
складовым картинка.
Пение песенки «Тень – тень»
А. Барто «Разговор
Упражнения на закрепление умений.
с дочкой»
Печатание слов. Игра №10 по
складовым картинка. Пение песенки
«Тень – тень»
Е. Благина «Огонѐк» Упражнения на закрепление умений.
Печатание слов. Игра №6 по
складовым картинкам. Пение песенки
«Тень – тень»
А.Решетов «Березники Заглавная буква в написании названий
мои, Березники»
городов. Закрепление навыка чтения
слов. Ударение. Печатание
1
Улицы героев нашего
Города.
1
Заглавная буква в написании
имѐн,фамилий. Закрепление навыка
чтения слов. Ударение. Печатание
Состязание
Закрепление навыка чтения слов.
«Печатный бумеранг» Ударение. Печатание. Пение песенки
«Тень – тень»
IV этап – выход в предложение (9 часов)
Планеты солнечной
Лента знаков. Письмо простых
системы
предложений
из
произведений
великих писателей. Пение песни
«На зелѐном лугу»
Профессия
лѐтчик Чтение текстов на плакатах.
космонавт.
Произведения устного народного
творчества о звѐздном небе, Луне.
В.Тютчев «Зима
Лента знаков. Письмо простых
недаром злится»
предложений
из
произведений
великих писателей. Пение песни «На
зелѐном лугу»
Ф.Тютчев
Лента знаков. Письмо простых
«Весенние воды»
предложений
из
произведений
великих писателей. Пение песни
«На зелѐном лугу»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Лента знаков. Письмо простых
предложений
из
произведений
великих писателей. Пение песни
«На зелѐном лугу»
Н. Иванова «Апрель» Лента знаков. Письмо простых
предложений
из
произведений
великих писателей. Пение песни
«На зелѐном лугу»
А. Барто «Апрель»
Лента знаков. Письмо простых
предложений
из
произведений
великих писателей. Пение песни «На
зелёном лугу»
КВН
«Весенние Обобщение знаний и умений по
переливы»
чтению
IV этап – выход в текст. Алфавит (4часа)
1
52
К.Ушинский
«Храбрая собака»
Чтение текста вслух и про
себя. Драматизация прочитанного.
Алфавит песенка
1
53
К.Ушинский «Лиса и Чтение текста вслух и про себя.
гуси»
Драматизация
прочитанного.
Алфавит- песенка
1
54
К.Ушинский «Ворона Чтение текста вслух и про себя.
и рак»
Драматизация
прочитанного.
Алфавит- песенка
1
55
К.Ушинский «Два
козлика»
1
48
49
50
51
С. Козлов «Апрель»
Чтение текста вслух и про себя.
Драматизация
прочитанного.
Алфавит- песенка
1
1
1
Раздел III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1Методическое обеспечение программы
Для обучения детей чтению по кубикам Зайцева используем разнообразные методы и
приёмы.
Методы
Приёмы
Наглядный
Рассматривание на занятиях кубиков деление их по цвету, звучанию,
размеру, способы удержания их в руке или размещения их на столе,
пение складов по таблицам, знакомство с книгами, прослушивание
попевок и алфавита в аудиозаписи.
Информационн- Обследование кубиков, предполагает подключение различных
рецептивный
анализаторов (зрительных, слуховых и тактильных) для знакомства с
формой, определения пространственных соотношений между ними
(на,под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности (поиск складов по
кубикам и таблицам и пропевание)
Практический
Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных
Словесный
приёмов работы.
Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и
23
Проблемный
Игровой
Частично–
поисковый
демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование
готовых заданий, самостоятельное их преобразование.
Использование сюжета игр для организации детской деятельности,
персонажей для обыгрывания сюжета.
Решение проблемных ситуаций с помощью педагога.
В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с
использованием кубиков, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать
кубики и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной
деятельности.
На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами
по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания
интеллектуального
плана.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным
игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать
модели складов «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в
собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные
задачи.
Работая над складами, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях
по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но
и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения
конкретных задач по обучению чтению, ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура,
животные, птицы, транспорт, космос.
В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики
(ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи,
расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и
пространственного мышления.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания
могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы
способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии
в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
3.2. Описание предметно-развивающей среды
Наглядные пособия:
• Картонные кубики в собранном виде — 61 штука;
• Таблицы с графическими знаками, буквами и слогами — 6 штук;
• Большие настенные картонные таблицы — 4 штуки;
• Складовые картинки Зайцева;
• «Домашняя тетрадь по кубикам Зайцева» Н.Пятибратова
Аппаратные средства
•
•
•
24
Персональный компьютер –-1 шт.
Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге- 1шт.
Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки- 2 шт
•
•
Столы 4 штуки и стулья 8штук (по росту и количеству детей );
Шкаф для размещения кубиков, таблиц, методической литературыв(1 шт.)
Обеспечение программы методическими видами продукции
1. Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб.: НОУДО «Методики Н.
Зайцева», 2012.
2. Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой. – СПб.: НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.
3. Зайцев Н.А. Комплект «Кубики Зайцева». – СПб.: НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.
4. Зайцев Н.А. Комплект «Складовые картинки». – СПб: НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.
25